Регистрация Вход
Город
Город
Город
TAGREE digital-агентство

TAGREE digital-агентство

Крутые сайты и веб-сервисы. Комплексное продвижение и поддержка проектов. Позвоните: +7-499-350-0730 или напишите нам: hi@tagree.ru.
Подробнее

Из пешки в ферзи: Пикирующий бомбардировщик

Бомбардировщик СБ («Скоростной бомбардировщик»), запущенный в серийное производство в 1934 году, заслуженно считался гордостью советского авиастроения. СБ развивал скорость до 350 км/ч, что делало его практически неуязвимым для истребителей того времени. Однако это преимущество сохранялось недолго. В Испании у СБ появился опаснейший враг – немецкий истребитель Bf.109B – ранняя модификация знаменитого «мессершмита». С появлением на поле боя этого истребителя СБ в одночасье устарел. Имея недостаточное оборонительное вооружение и потеряв преимущество в скорости и высоте, эскадрильи СБ оказались практически беззащитными. Потери катастрофически возросли, что, в свою очередь, заставило в срочном порядке приступить к созданию принципиально новой машины c принципиально новой тактикой применения.


Очередь из крупнокалиберного пулемета, установленного на Пе-2, легко могла оказаться последней для неудачно атаковавшего истребителя. Как только «пешки» с усиленным вооружением начали поступать в войска, немецкие истребители стали вести себя значительно сдержаннее



Мировая тенденция

 

Вообще в межвоенные годы все авиационные державы, как по мановению волшебной палочки, бросились разрабатывать пикирующие бомбардировщики. Дело в том, что классическое, «горизонтальное» бомбометание с «безопасных» для самолета высот демонстрировало невысокую точность, обусловленную в первую очередь несовершенством авиационных прицелов и отсутствием корректируемых бомб. В то же время зенитная артиллерия не позволяла бомбить с малых высот: во время сброса бомб самолет должен строго выдерживать боевой курс, сойти с которого означает промахнуться. Таким образом, летящий по прямой и никак не маневрирующий бомбардировщик был просто «школьной» мишенью для артиллеристов. Выход нашли американцы, первыми создавшие самолет, специально предназначенный для сброса бомб в пикировании. Как выяснилось позже, решение было верным: во время атаки с пикирования бомбардировщик становится трудной мишенью для зенитчиков, а точность бомбометания при этом возрастает в разы. Бои над Польшей наглядно продемонстрировали высокую эффективность нового немецкого пикирующего бомбардировщика Junkers Ju 87 Stuka, инициатором создания которого был знаменитый ас Первой мировой войны Эрнст Удет.



 


Messerschmitt Bf.109E

Впервые появившийся в небе Испании, Bf.109E «Эмиль» в течение нескольких лет оставался лучшим истребителем в мире. Следующая модификация «мессершмита» – Bf.109F – была еще более опасной для наших самолетов

Рождение «пешки»

Разработка советского пикировщика на базе не пошедшего в серию высотного истребителя «100» началась как раз на заре войны, в 1938 году, в знаменитой «туполевской шарашке» ЦКБ-29. Это было одно из тюремных конструкторских бюро, принадлежавших Спецотделу НКВД. Весь состав инженеров состоял из осужденных «врагов народа», а главным конструктором формально являлся некто Кутепов – полковник НКВД, бывший слесарь-электрик. На самом деле руководителем группы инженеров, занимавшихся новым самолетом, был Владимир Петляков. Работы шли в очень быстром темпе: на переделку истребителя «100» в пикирующий бомбардировщик было отведено всего полтора месяца. Так как новому самолету предстояло летать на малых и средних высотах, пришлось отказаться от установки гермокабин и турбонагнетателей, предусмотренных на исходном самолете. Тем не менее во время первых полетов самолет показал очень хорошие характеристики. Репутации новой машины не помешали даже несколько аварий, произошедших во время испытаний из-за отказов двигателей. Военные очень торопились запустить в серию самолет, получивший название Пе-2. Торопились настолько, что «эталонный» образец машины был выпущен «задним числом».



 




Бетонный гигант

Серийный вариант Пе-2М.

Спешка не была напрасной: началась Вторая мировая война, и хотя Советский Союз пока не принял открытого участия в ней, было ясно, что время на подготовку к боевым действиям исчисляется месяцами, а для советских ВВС Пе-2 был действительно шагом вперед. Летчики сразу отметили тот факт, что по сравнению с неповоротливым СБ летные характеристики Пе-2 оказались гораздо выше: в новом бомбардировщике была найдена «золотая середина» между устойчивостью и маневренностью. Важным плюсом было и то, что в самолете наконец-то появилась надежная и удобная связь между пилотом, штурманом и стрелком. Пе-2 получил протектированные топливные баки (что значительно улучшило его живучесть), а в органах управления были широко применены электродвигатели, существенно облегчившие пилотирование самолета. Тем не менее Пе-2 был строгим в управлении, особенно на малых скоростях, и требовал от летчика внимания и аккуратности (поэтому в начале Великой Отечественной, когда уровень подготовки летного состава был просто ужасен, при выполнении посадки разбилось много молодых экипажей). Бомбовая нагрузка составляла 600 кг, а при перегрузке – тонну (многие считали ее недостаточной для самолета такого класса). Небольшой вес бомб был обусловлен в первую очередь тем, что на выходе из пикирования силовые элементы конструкции Пе-2 должны были выдерживать огромные нагрузки, – при разработке пришлось заложить большой запас прочности. Ради этого и пожертвовали частью бомбовой нагрузки. Для снижения скорости при пикировании под крыльями Пе-2 были установлены воздушные тормоза – складные решетки из стальных труб. За счет их отклонения перпендикулярно потоку воздуха достигалось эффективное гашение скорости. Электроприводом воздушных тормозов управлял «автомат пикирования» АП-1. Оборонительное вооружение «пешки» первоначально состояло из четырех 7,62-мм авиационных пулеметов ШКАС, два из которых были установлены неподвижно в носу самолета. Остальные пулеметы монтировались в подвижных шкворневых установках у мест штурмана и стрелка и имели ограниченный сектор обстрела.

 


Модификация

Так и не пошедшая в серию экспериментальная модификация «пешки», оснащенная звездообразным двигателем АШ-82



Уже к июню 1941 года было выпущено 904 самолета Пе-2, большинство из которых, к несчастью, были в скором времени безвозвратно потеряны или на земле, или во время плохо подготовленных боевых вылетов. Положение усугубилось еще и тем, что летчики не успели в полной мере освоить ретивую машину и к тому же практически не были обучены бомбометанию с пикирования. Нарекания вызывало и слабое оборонительное вооружение: пулеметов винтовочного калибра было явно недостаточно против новых истребителей Messerschmitt Bf109G, способных безнаказанно атаковать бомбардировщики с безопасного расстояния. Только в 1942 году «пешка» наконец-то получила на вооружение мощные и надежные крупнокалиберные пулеметы системы Березина. Тогда же были устранены многие конструктивные недостатки, обнаруженные за время эксплуатации. Машина получила новые форсированные моторы, при этом аэродинамика также была улучшена. С такими доработками «истребительное прошлое» Пе-2 быстро дало о себе знать – теперь «мессер» («худой», как называли его наши летчики), опрометчиво оставшись один на один с «петляковым», имел все шансы оказаться в роли жертвы – некоторые экипажи Пе-2 имели на счету аж по пять сбитых самолетов! На фронте нередки были случаи, когда «пешки», случайно обнаружившие в полете группу вражеских бомбардировщиков, брали на себя роль истребителей…






 

Перед вылетом

Экипажи пикировщиков готовятся к боевому вылету. В связи с тем что кабина Пе-2 была негерметична, при полете на высоте в ней было очень холодно и летчики облачались в теплые комбинезоны даже летом. Тем не менее многие пилоты, воевавшие на «пешке», сходились во мнении о том, что кабина этого бомбардировщика была достаточно эргономичной – присутствовала даже регулировка сидений



Хроники пикирующих бомбардировщиков: кто лучше?

 

Многие историки берутся сравнивать Пе-2 и «лапотник» Junkers Ju 87. Выводы при этом делаются самые разнообразные. Но, несмотря на схожие задачи, сравнивать эти самолеты не совсем корректно. Следует признать, что точность попадания у Ju 87 была несколько выше, чем у «пешки», поскольку «юнкерс» производил сброс бомб с высоты всего 600–700 м, в отличие от Пе-2, бомбившего как минимум с километра. В таких условиях летчик «юнкерса» имел возможность прицелиться почти «в упор», взяв поправки, исходя из погодных сводок, «на глаз». К тому же «лапотник» пикировал на относительно низкой скорости (около 600 км/ч), и у летчика было достаточно времени на корректирование траектории полета.






 

Ju 87 Stuka

Ju 87 Stuka по праву считался одним из самых известных самолетов в мире. Несмотря на нелепый внешний вид и посредственные летные данные, это был очень эффективный бомбардировщик



Но тихоходность «лапотника» была и недостатком. Junkers Ju 87 не зря считается одним из символов «блицкрига» – он предназначался для действий в условиях недостаточно активной ПВО неприятеля. В противном случае достоинства медлительного и слабо защищенного «юнкерса» быстро сводились к минимуму. Когда начали расти численность советских истребителей и уровень подготовки их летчиков, потери Ju 87 катастрофически возросли, что вынудило немцев бомбить только с больших высот и сопровождать «юнкерсы» хорошим истребительным прикрытием, а отсутствие бортовой автоматики, способной ввести все поправки, необходимые при атаке с большой высоты, негативно повлияло на точность. Ошибка в направлении самолета всего в один градус давала промах в 50 м.






 

Focke-Wulf Fw190

Сконструирован Куртом Танком, до сих пор получает у военных и историков неоднозначные оценки. На момент создания в этом самолете были применены самые передовые технологии. «Фокке-вульф» был очень эффективен против бомбардировщиков, однако ударный вариант этой машины в Люфтваффе не прижился. Изображенная модификация Fw190D – «длинноносая Дора» (c рядным двигателем вместо звездообразного) – была предназначена для борьбы с «летающими крепостями»



Советские конструкторы решили эту проблему, добавив в помощь летчику еще одного члена экипажа. Таким образом, наведение Пе-2 на цель было «двойным». Штурман замерял скорость и направление ветра (чтобы определить «снос» бомбы и самого самолета), рассчитывал «боевой угол разворота» и выставлял прицел, в то время как летчик держал мишень в перекрестии и старался предельно точно выдержать траекторию пикирования. Именно за счет такого «разделения труда» точность попадания составляла 40–50 м (этого было вполне достаточно), а опытный экипаж «пешки» мог уложить бомбу в десятиметровый круг. К тому же более скоростной и лучше вооруженный Пе-2 меньше, чем Ju 87, нуждался в истребительном прикрытии и меньше страдал от зенитного огня. Кстати, в 1944 году немцами была предпринята попытка использовать в качестве пикирующего бомбардировщика истребитель Focke-Wulf Fw190F, который значительно превосходил по летным характеристикам и Пе-2, и Ju 87. Основное преимущество заключалось в том, что, освободившись от бомбовой нагрузки, этот пикировщик мог легко дать отпор любым истребителям. Однако практика показала, что точность попадания Fw190F оказалась значительно ниже, чем у «старика» Ju 87. Это было связано прежде всего с выросшей скоростью пикирования: тяжелый и мощный «фокке-вульф» во время пикирования стремительно разгонялся, и даже высококлассный пилот просто не успевал одновременно управлять самолетом и целиться. Как показало время, только развитие электроники сделало бомбометание с пикирования достаточно удобным для летчика одноместной машины.

 

Только к концу 1944 года встал вопрос о замене Пе-2 более совершенным пикировщиком Ту-2, однако петляковская машина так и осталась основным советским фронтовым бомбардировщиком до самого конца войны. Большинство укротивших резвую «пешку» летчиков не чаяли души в своем самолете, считая его наиболее совершенной машиной в своем классе



Источник: Популярная механика

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

Авиация История

 

Комментарии:

Статья ооооочень слабенькая. Куча ляпов и глупостей.
" С появлением на поле боя этого истребителя СБ в одночасье устарел."
Немцы в войне против СССР и в 1941 и в 1942 и даже в 1943 использовали Dо-17, по своим характеритикам равный или уступающий СБ - и никто не называл его устаревшим.
------------------------------------------------------
" Junkers Ju 87 Stuka, инициатором создания которого был знаменитый ас Первой мировой войны Эрнст Удет"
Он не был инициатором создания "штуки" - просто ему самолет понравился и он продвигал его.
-------------------------------------------------------------
"Разработка советского пикировщика на базе не пошедшего в серию высотного истребителя «100» началась как раз на заре войны, в 1938 году, в знаменитой «туполевской шарашке» ЦКБ-29."
Разработка никак не могла начаться в 1938 году, поскольку ЦКБ-29 было создано в сентябре-октябре 1940 года. 1938 - это год ареста Петлякова.
---------------------------------------------------------
"Спешка не была напрасной:..."
Вообще-то была. Мало того, что переделывать из истрибителя бомбардировщик, это все равно, как из гоночной машины делать пикап. Так еще и надобности не было - в СССР уже был пикирующий бомбардировщик Ар-2, а на смену ему проектировался бомбардировщик Ту-2 (он же объект 103, он же АНТ-58).
----------------------------------------------------
"в новом бомбардировщике была найдена «золотая середина» между устойчивостью и маневренностью."
Ничего подобного. Маневренность Пе-2 досталась в наследство от истрибителя (которым он был первоначально), а вот устойчивость у Пе-2 была хреновой, на взлете и посадке - в особенности.
------------------------------------------------------
"Пе-2 получил протектированные топливные баки"
Протектированные баки ставились на все советские военные самолеты задолго до Пе-2.
----------------------------------------------------------
"а в органах управления были широко применены электродвигатели, существенно облегчившие пилотирование самолета"
Электродвигаетли также достались Пе-2 в наследство от высотного истребителяи от них избавлялись, как только могли. Они ничем не облегчали пилотирование самолета, зато неоднократно воспламеняли пары топлива и поджигали самолеты. Кроме того следить за их исправностью было сущим наказанием - ведь их было более 50-и на одни самолет.
-----------------------------------------------------------
"Бомбовая нагрузка составляла 600 кг, а при перегрузке – тонну (многие считали ее недостаточной для самолета такого класса). Небольшой вес бомб был обусловлен в первую очередь тем, что на выходе из пикирования силовые элементы конструкции Пе-2 должны были выдерживать огромные нагрузки"
Про обусловленность малой бомбовой нагрузки слабостью конструкций - полная чушь. Пе-2 проектировался, как истребитель, наоборот, его в конструкция была перетяжелена из-за того, что расчитывалась на гораздо большие перегрузки, чем нужны пикирующему бомбардировщику.
Слабость бомбовой нагрузки от того, что фюзеляж Пе-2 был спроектирован для истребителя - он был очень узкий, малого диаметра. По этому в бомбоотсеки влезали бомбы размером не более 100 кг (ФАБ-100).
Абсолютно верно, что для бомбордировщика 600 кг бомб - это очень мало. Столько бомб брали американские ("Киттихоук") или немецкие ("Фокке-Вульф") одномоторные истрибители. кроме того Пе-2 мог сбрасывать в пикировании только бомбы с внешней подвески (т.е. на подвеске под крылом). Но, при подвешанных под крылом бомбах, самолет сильно терял скорость. из-за этого большую часть боевых вылетов Пе-2 в 1941 - 1943 гг совершил, как горизонтальный, а не пикирующий бомбардировщик.
-------------------------------------------------------
"Многие историки берутся сравнивать Пе-2 и «лапотник» Junkers Ju 87."
Совершенно некоректное сравнение. Сравнивать Пе-2 надо с Ар-2, Ту-2 и немецким Junkers Ju 88.
--------------------------------------------------------

Ответить

Городской

Некоторые Ваши комментарии к статье есть и в самой статье...
Ged: >>> Ничего подобного. Маневренность Пе-2 досталась в наследство от истрибителя (которым он был первоначально), а вот устойчивость у Пе-2 была хреновой, на взлете и посадке - в особенности.
Статья: >>> ем не менее Пе-2 был строгим в управлении, особенно на малых скоростях, и требовал от летчика внимания и аккуратности (поэтому в начале Великой Отечественной, когда уровень подготовки летного состава был просто ужасен, при выполнении посадки разбилось много молодых экипажей).
>>> Сравнивать Пе-2 надо с Ар-2, Ту-2 и немецким Junkers Ju 88....
Но простите, если самолёт называется пикирующим бомбардировщиком и используется в этих целях, причём на конец войны очень успешно, то почему я его должен сравнивать с тяжелым истребителем???
>>> большую часть боевых вылетов Пе-2 в 1941 - 1943 гг совершил, как горизонтальный, а не пикирующий бомбардировщик
В сочетании с неправильной тактикой применения, отсутствием истребительного прикрытия, ущербной тактической проработкой боевых операций на уровне командования, маленький опыт экипажей, все эти проблемы, в начале войны, не давали реализовать все возможности, которые предоставлял Пе-2. Кстати, в начале войны почти тоже самое было и с Ил-2

Ответить

"Статья: >>> ем не менее Пе-2 был строгим в управлении"
А не надо было писать про «золотую середину». :))) Не было никакой золотой середины, про что я и написал.
-------------------------------------
"Но простите, если самолёт называется пикирующим бомбардировщиком и используется в этих целях, причём на конец войны очень успешно, то почему я его должен сравнивать с тяжелым истребителем???"
С каким-таким "тяжелым истрибителем"? :))))) Я указал самолеты одного класса: двухмоторные пикирующие бомбардировщики средней дальности.
----------------------------------------------------------
"В сочетании с неправильной тактикой применения, отсутствием истребительного прикрытия, ущербной тактической проработкой боевых операций на уровне командования, маленький опыт экипажей, все эти проблемы, в начале войны, не давали реализовать все возможности, которые предоставлял Пе-2"
Только в начале войны? :)))) Летом 1943 командующий ВВС КА А.А.Новиков констатировал в директиве «бомбометание с пикирования применяется редко».
Кстати, вы, кажется, не поняли смысла моих коментов: у Пе-2 было очень мало возможностей, это был самолет-времянка, запущенный в производство по причине малой осведомленности сталинского руководства в авиации.

Ответить

Городской

у Пе-2 было очень мало возможностей, это был самолет-времянка, запущенный в производство по причине малой осведомленности сталинского руководства в авиации.
-------
Вот здесь я согласен...

Ответить

Ну, вот видите, г-н Cenzor, мы пришли с г-н Городским к согласию. :)))))))

Ответить

Городской

С каким-таким "тяжелым истрибителем"? :)))))
Мы просто говорили о разных самолётах)))
Точнее об одном и том же, только разных серий
Я об Ju.88G

Ответить

Кстати, был и Пе-3 - также двухмоторный тяжелый истребитель.

Ответить

Пе-3 - другая машина и для других целей. По моему, аналогичная по задачам с Bf-110. (Тяжелый истребитель-перехватчик бомбардировщиков)

Ответить

Тяжелый истребитель-перехватчик бомбардировщиков
-------------------------
А я написал что-то иное?

Ответить

Илья

Я в этом мало что понимаю. Нормально:)

Ответить

Убедили, господин Ged. Минус посту

Ответить

Да я, вобщем, не про пост, а про Пе-2. :)))) Человек сделал пост, трудился, информацию собирал. Ну, не такая у него точка зрения, как у меня - это же не беда.

Ответить

Городской

Кстати а Петлякова разве не в 1937 посадили???

Ответить

Да, я ошибся. В.М.Петлякова арестовали 28 октября 1937 г.

Ответить

Tark

>Так еще и надобности не было - в СССР уже был пикирующий бомбардировщик Ар-2, а на смену ему проектировался бомбардировщик Ту-2 (он же объект 103, он же АНТ-58).
Угу, только к Ту-2 никак не могли наладить движок. Поэтому пришлось срочно делать промежуточный вариант Пе-2.
>Кстати, вы, кажется, не поняли смысла моих коментов: у Пе-2 было очень мало возможностей, это был самолет-времянка, запущенный в производство по причине малой осведомленности сталинского руководства в авиации.
Если вам кажется что хороший самолет не пошел в серию - смотрите на моторы (с) Кошкин или Буркатовский,не помню уже.
Так и тут - если вам кажется что сталинское руководство зарубило хорошую машину то во-первых надо перекреститься, а во-вторых изучить вопрос получше. И тогда вылезет куча интеерсных вещей с проблемами советского двигателестроения и произодства.

Ответить

только к Ту-2 никак не могли наладить движок
-------------------------------------------
Логика феноминальная! Если плохо работает двигатель, то надо строить новый самолет? :))))
А с "движком" у Ту-2 было все в порядке. На Ам-37 норамльно летали МиГ-3, Ер-2, Ту-2, а на модифкации того же мотора Ам-35 - Ил-2. Да и поставить другие двигатели - невелика проблема. Уже к осени 1941 года был готов самолет с двигателями М-82.
---------------------
" если вам кажется что сталинское руководство зарубило хорошую машину то во-первых надо перекреститься, а во-вторых изучить вопрос получше. И тогда вылезет куча интеерсных вещей с проблемами советского двигателестроения и произодства"
Перекрестясь, расскажу вам про проблемы советского авиапроизводства Ту-2.
Самолет проходил гос.испытания в мае-июле 1940 года, показал себя великолепно: практически по всем параметрам превосходил немецкий Ju-88, имел большую скорость, большую бомбовую нагрузку, устойчиво пикировал, мог длительное верямя лететь на одном двигателе (однажды Ту-2 на одном двигателе долетел от Омска до Москвы). И в это самое время дают задание группе Петлякова на переделку их высотного истребителя в пекирующий бомбардировщик. Даже по расчетным характеристикам Пе-2 уступает реальным характеристикам Ту-2, так зачем дано задание?
Ту-2 собирались производить на заводе №18 - не самый большой, да еще и на том же заводе начинали производство Ер-2. А вот под Пе-2 отдали огромный московский завод № 22 и еще завод №39. С началом войны под "пешку" отдали еще и заводы №124 и №125. А вот Ту-2 сняли с завода №18 и отправили на завод №166. А что такое этот завод №166? Это площадка, расчищенная под строительство автомобильного завода, на который должны были эвакуироватся авиозаводы №81 и №156 - т.е. там даже стен не было, все производство сначало надо было построить, а уж потом начинать делать самолеты.
Ладно, завод №161 в Омске построили, начали выпускать самолеты, первая партия ушла на фронт для войсковых испытаний. Летчики 12 БАП и 132 ОБАП просто в восторге от Ту-2: самолет был отлично вооружен и обладал высокой скоростью. Ни один Ту-2 за время испытаний не был сбит немецкими истребителями. И вот тут самолет опять снимают с производства и прекращают его делать почти на год.
Вот так выпускался лучший советский бомбардировщик Второй Мировой.

Ответить

Tark

>Логика феноминальная! Если плохо работает двигатель, то надо строить новый самолет? :))))
Э.. вообще да :)
Двигатель-самолет это единая система, как винтовка-патрон.
>На Ам-37 норамльно летали МиГ-3, Ер-2, Ту-2, а на модифкации того же мотора Ам-35 - Ил-2.
Ключевое слово тут - Ил-2. Соответственно, Ер-2 и Ту-2 были зарезаны именно ради Ил-2. Ну чесслово, сходите на airwar.ru и почитайте сами в чем была проблема.
Насчет недоведенного мотара, каюсь, ошибся. Ещ

Ответить

Tark

Насчет недоведенного мотора каюсь, ошибся. Ещё бы понять с кем его спутал...
Дальше. Пе-2 прошел испытания в мае 40-го, в конце июня 1940-го принят на производство. В том же мае-июне идут испытания Ту-2, но до итоговых ещё полгода, а до серии - год. Хорошо видно что Пе-2 был промежуточной машиной (как у американцев "Буффало" авианосный), но в условиях военного времени и нехватки моторов для более приоритетного штурмовика Пе-2 так и остался основным.

Ответить

Двигатель-самолет это единая система, как винтовка-патрон.
-------------------------------------------
Ну да? :))))
А сколько двигателей поменял за свою историю И-16? А Ме-109? И истребители Яковлева Як-1\7\9\3? А истребители Лавочкина ЛаГГ-Ла? поставить иной двигаетель на самолет - это заурядная вполне решаемая проблема для авиации. По этому никакой неразрешимой проблемй после прекращения выпуска АМ-37 не было. Да и не надо было делать столько Илов в ущерб выпуску бомбардировщиков.
=======================================
Пе-2 прошел испытания в мае 40-го, в конце июня 1940-го принят на производство
------------------------------------------------
Опять неправильно. В мае 1940 года прошла испытания "сотка" - т.е. высотный двухмоторный тяжелый истребитель. Переделывать "сотку" в Пе-2 начали в том же мае, а государственные испытания самолет прошел только в январе-феврале 1941 года. Т.е. на полгода позже, чем гос.испытания Ту-2.
Но кому-то Пе-2 так понравился, что на производство был поставлен еще осенью 1940 года. Это никак нельзя объяснить с нехваткой двигаетелей для ту-2, ольку в 1940 году Ам-37 было достаточно, а Ил-2 с Ам-35 только-только начали выпускать.
Никак нельзя объяснить нехваткой двигателей и снятия с производства Ту-2 на заводее №161 в 1942 году - М-82 тогда только начали ставить на ЛаГГ (Ла-5) и их на пермском заводе был достаточный запас.
Выкрутасы, которое выделывало советское руководство в сфере производства авиации никакой нехваткой моторов объяснить нельзя. До войны все решалось мнением Сталина - кто лучше ему втюхает свой самолет - тот и выигрывал. Так никудышный Як-2/4 был поставлен на производство на крупнейшем авиозаводе СССР №21 - вопреки заключениям всех комиссий. А Пе-2 стали выпускать вместо Ту-2. А во время войны советское руководство панически боялось ставить на производство новую технику взамен уже производящейся. Так с модернизацией Т-34 дотянули до 1943 и только когда у немцев уже в войсках массово появились "Пантеры", Тигры" и новые "четверки" - толко тогда спохватились. ЛаГГ-3 выпускали аж до 1944, а великолепный И-185 даже не поставили на производство. Посредственный Пе-2 гнали тысячами, а прекрасный Ту-2 выгоняли с завода.
Огромные ошибки советского руководства не видит только слепой. Вот такова была эффективность "эффективного менеджера Сталина.

Ответить

Так никудышный Як-2/4 был поставлен на производство на крупнейшем авиозаводе СССР №21
-------
ошибся: на заводе №1.

Ответить

Ну, и еще о недостатках Пе-2:
1.Пе-2 изначально проектировался совсем для другого пикирования, нежели пикирование бомбардировщика. Изначально «сотка» создавалась как истребитель, с соответствующей аэродинамикой, и в пикировании должен был достигать максимальной скорости. При переделке в пикирующий бомбардировщик этого изменить было невозможно (для этого требовалось спроектировать новый фюзеляж с иным расположением крыльев, иной профиль крыла и т.д. – т.е. фактически создать новый самолет). В итоге скорость пикирования Пе-2 даже с выпущенными решетками достигала 680 км/час, причем самолет так «плотно» сидел в потоке, что довернуть его на цель было чрезвычайно трудно.
2. При этом и просадка при выходе из пике была очень велика: по отчету 73 бап ВВС БКФ при пикировании с 2 км просадка достигала 900 метров. Как следствие – фронтовые летчики, едва достигавшие средней квалификации, бомбили с высот 1500-2000 метров (входя в пике с 3000- 4000 м).
3. Указанные во всех таблицах максимальная скорость Пе-2 540км/час действительно были достигнуты на госиспытаниях, но в тепличных условиях: «со снятыми винтовыми упорами бомбодержателей внешней подвески и с заклеенными щелями, отверстиями и лючками». С бомбодержателями (просто с бомбодержателями, без бомб) на внешней подвеске скорость серийных «пешек» падала до 508 – 515 км/час.

Ответить

Городской

А идеальных самолётов не бывает)))

Ответить

Да, конечно, не бывает.
Просто обидно, что всю войну гнали производство посредственного Пе-2, а прекрасный самолет Ту-2 (который теперь называют не иначе, чем лучший фронтовой бомбардировщик Второй Мировой) выпускали в совершенно мизерных колличествах, буквально поштучно. Ошибка советского руководства стоила огромное количество жизней советских летчиков и советских солдат.

Ответить

У меня отец на таком летал стрелком. Пулеметы УБТ и ШКАС на ПЕ-2 были. Всю войну с немцами на Дальнем Востоке часть простояла, в 1945 году участвовала в войне с Японией.

Ответить

Пулеметы УБТ и ШКАС на ПЕ-2 были
---------------------------------------
Был такой забавный случай: пулеметы УБТ начали ставить в основном весной 1942 года, причем некоторое время выпускали парралельно самолеты, как с УБТ и ШКАС, так и только с пулеметами ШКАС. Так вот на авиазаводе №22 приехавшие с фронта летчики отказались получать Пе-2 с пулеметами ШКАС и под угрозой оружия заставили ставить на самолет УБТ.
Несмотря на то, что сейчас иногда ШКАС преподносят, как чудо-оружие - пулемет был не очень. :)))

Ответить

кстати, пулемет ШКАС на земле стрялять не мог, только в воздухе, на самолете :)

Ответить

С чего бы это? :))))
А как же производилась пристрелка пулеметов?

Ответить

изза своей адской скорострельности ствол мнгновенно перегревался В воздухе набегающем потоком воздуха производилось охлаждение. Был описан случай в мемуарах когда партизаны со сбитого самолета сняли пулемет и использовали в бою, но после, толи 1 минуты ил даже меньше пулем стал выплевывать патроны чутьли не под себя, а потом ствол "поник".
Для пристрелки и одиночного выстрела может быть достаточно или очень короткой очереди ну и перерывы делать можно, а можно и охлаждение было соорудить стационарное.

Ответить

Agent Smith

Кстати, для ШКАСа производился специальный обжим винтовочных патронов 76.2х54. Обычными патронами для "трехлинейки" стрелять из этого пулемета было нельзя - происходило распатронивание.

Ответить

изза своей адской скорострельности ствол мнгновенно перегревался В воздухе набегающем потоком воздуха производилось охлаждение
-----------------------------------------
Точно не знаю, но сомневаюсь. Дело в том, что если посмотреть на фото самолетов периода ВОВ, то видно, что стволы пулеметов выступают за пределы крыла или фюзеляжа всего лишь на 5-7 см. Т.е. сам пулемет рамзещен либо внктри крыла, либо внутри фюзеляжа. Какое же здесь охлаждение набегающим потоком воздуха? А когда пулемет находился в фюзеляже, то был и дополнительный нагрев от двигателя.
Уж скорее прав г-н Agent Smith - патроны для ШКАСов действительно были со специальной маркировкой. возможно, что патрон был не только специальной конструкции, но и уменьшенным пороховым зарядом. По воспоминаниям летчиков и бортсрелков, пули ШКАСа уже на 300-400 метрах не могли пробить даже тонкий лист дюрали на немецких истребителях. Стандартный патрон для "трехлинейки" пробивает рельс - это я точно знаю. Больший пороховой заряд в обычных патронах - это и большая скорость пули и большее количества тепла, выделяемого при сгораний пороха. И то, и другое нагревает ствол сильнее, чем при стрельбе стндартными для ШКАСа потронами.
З.Ы. "Для пристрелки и одиночного выстрела может быть достаточно или очень короткой очереди "Пристрелка - дело долгое и нудное. Одиночными из авиационного пулемета вообще стрелять невозможно. Охлаждение также не соорудишь - ведь пулеметы упрятаны внутри крыла или фюзеляжа.
Кстати: помню, как меня очень позабавил в воспоминаниях англичан, обучавших советских пилотов летать на "Харрикейнах", перечень непонятных привычек русских пилотов. В частности русские летчики проверяли наличие патронов перед вылетом просто давая очередь в окружавшие аэродром сопки. Такая привычка вряд ли появилась у пилотов, ранее летавших на И-16, если бы из ШКАСов нельзя было стрелять на земле.

Ответить

Городской

Проверяли наличие патронов перед вылетом просто давая очередь
____________
А как же экономия боезапасов? Может это скорее не проверка наличия боезапаса, а проверка работы пулемётов??)))

Ответить

Так было сказанно в статье - за что купил, за то продаю.

Ответить

Еще там автомат выхода из пике был. Летчики часто от перегрузки сознание теряли.

Ответить

По весу бомб, сбрасываемых в пикировании, Ар-2 в полтора раза превосходил Ю-88! Т.к. Ар-2 мог сбрасывать в пикировании бомбы как с внешней так и внутренней подвески: 3*ФАБ-500 или 4*ФАБ-250. Самолёт устойчиво пикировал на скорости 550км\час под углами до 75*. Сравните с Пе-2! Т.е. "устаревший" Ар-2 (переделанный СБ) гораздо эффективнее чем "пешка"! К тому же был освоен в производстве и в лётных частях. Ну а Ту-2 вообще вне конкуренции. Был готов к лету 1941, а пущен в производство - осенью 1943. Сталин разбирался в самолётах как свинья в ... (М. Солонин. На мирно спящих аэродромах)

Ответить

Tark

Ну дык это же Солонин, что вы хотите. Он в истории разбирается как свинья в...

Ответить

Вы бы лучше о своих знаниях истории озаботились.

Ответить

Tark

Дык я и забочусь. Вон, с вами дискутирую чтобы мозги размять и обновить знания :)

Ответить

Сначала знания обновите, а потом дискутируйте. :)))))

Ответить

Tark

Ну вот сижу и читаю Асмолова, историю Кореи.
Кстати, против копипаста с айрвара у вас есть что-нибудь? Или можем обсудить кровавый режим, выпускавший всю войну отстойные Т-34 вместо более современных танков типа Т-34М или Т-43 :)

Ответить

А вы создайте пост про Т-34 - вот там и обсудим.

Ответить

Agent Smith

Приходилось читать, что советские летчики любили Ар-2 исключительно за форму крыла, которое при аварийной посадке давало спастись всем.

Ответить

Agent Smith

Максимальная дальность полета Ju-88 (A,D,H) 2700 км, у Ар-2 - 1600 км. У Пе-2 - 1200км.
Мне часто попадалось в литературе сведения о том, что конструкция Ju-88 не предусматривала его использования в качестве пикирующего бомбера, хотя он и считался пикирующим бомбардировщиком. Наши "пешки" тоже очень редко бомбили с пикирования - в основном из-за недостатка подготовки летчиков.
В своих воспоминаниях летчики пишут, что любые бомберы, в том числе и "пешки" без истребительного прикрытия легко сбивались немцами.

Ответить

конструкция Ju-88 не предусматривала его использования в качестве пикирующего бомбера
-------------------------------------------------
Во-первых, действительно, Ju-88 мог пикировать под достаточно небольшими углами - конструкция для отвесного пикирования была слабовата.
Во-вторых, Ju-88 был таким же "полупикирующим" бомбардировщиком, как и Пе-2: он мог сбрасывать в пикировании только бомбы с внешней подвески, а вот из бомботсеков фюзеляжа - не мог.
==========================================================
"В своих воспоминаниях летчики пишут, что любые бомберы, в том числе и "пешки" без истребительного прикрытия легко сбивались немцами."
Вообще-то бы метод, позволяющй бомбардировщикам без своего истребительного прикрытия противостоять вражеским бомбардировщикам. Американцы и англичане создавали очень большие плотные построения, которые до какой-то степени уберегали бомбардировщики от атак немецких истребителей. Но для такого построения нужно было десятки, а то и сотни самолетов. Для фронтовой авиации это, конечно, невозможно.

Ответить

Есть воспоминания японского асса. Посбивал кучу истребителей противника. Но к "летающим крепостям" (В-19?) опасался приближаться. Говорил, что очень много огневых точек и плотность огня невероятная.

Ответить

Agent Smith

"Летающие крепости" - Б-17, а Б-29 это уже "Суперкрепость". Я не оговорил, что это были воспоминания наших летчиков. В советских ВВС не было стратегических бомбардировщиков (за исключением Пе-8, которые практически не оказали никакого влияния на ход военных действий)или таких, которые имели такое же количество огневых точек, или хотя бы настолько защищенных как "Хейнкель"-111.
Но при желании можно прочитать и воспоминания немецких и японских асов, которые сбивали Б-17 и Б-29.

Ответить

Tark: "только к Ту-2 никак не могли наладить движок. Поэтому пришлось срочно делать промежуточный вариант Пе-2". Откуда такие сведения! Какой промежуточный вариант? Ту-2 был пикирующим бомбардировщиком? А компоновку своего Ту-2 Туполев не слямзил с Пе-2? Возразите, ведь один в один! Сравните количество самолетов выпущенных и воеваших Ту-2 и Пе-2. И сравнивать Ju-87 с пешкой нелепо. Не те весовые категории и задачи (учитывая условия в которых создавался этот самолет - НКВД-шные КБ). Пе-2 оставил серьезный и видимый след. Нужно отдать должное этому простому солдату войны.

Ответить

Статья хорошая. Ставлю плюс. Кстати экипаж в пешке был с трех человек - пилот, штурман и стрелок-радист. Вспомнил песню с фильма "Хроника пикирующего бомбардировщика". За некоторые слова извините - может напутал. "Будешь ты стрелком-радистом - вот тебе поклон, Будешь ты летать со свистом задом наперед".

Ответить

Добавлю. СБ разрабатывался Туполевым. Особенно интересна судьба СБ-2. Сам по себе как бомбардировщик самолет был слаб и уязвим, тем более создан по старым технологиям, со слабыми двигателями. Так кто знает что перед самой ВОВ, партия этих СБ-2 была продана Чехословакии, вернее обменяна по бартеру на пушки "Шкода". А потом немцы первые авианалеты на Ленинград делали на наших СБ-2.

Ответить

Ту-2 был пикирующим бомбардировщиком? А компоновку своего Ту-2 Туполев не слямзил с Пе-2?
--------------
Чушь. :)))
=========================================================
"Особенно интересна судьба СБ-2."
----------------------------------
Не было никакого СБ-2, были различные модификации одного и того же СБ.
=======================================================
"тем более создан по старым технологиям"
-------------------------
Чушь. :))))))
======================================================
"вернее обменяна по бартеру на пушки "Шкода"."
------------------------------
Чушь. Партию СБ, а также рабочую документацию и лицензию на производство самолетов были проданы Чехословакии в рамках Советско-Чехословацкого договора о взаимопомощи.
==========================================================
"А потом немцы первые авианалеты на Ленинград делали на наших СБ-2."
----------------------
И опять чушь. :))))))))))))))))))))))

Ответить

Ged. Я сброшу Вам в личку информацию и о СБ-2 и о том что они были на вооружении Люфтваффе. Так вот и по договору пушки менялись на готовые самолеты. А лицензионное производство не было налажено.

Ответить

Статья интересная, хотя неточностей и вправду - много... :-)
Начать с того. что "пешка" ну никак не могла создаваться в ТУПОЛЕВСКОЙ "шараге". Это были две отдельные зековские бригады (хотя работали, ИМХО, чуть не в одном корпусе) и работали в дикой спешке - НКВД пообещало, что тот коллектив, который ПЕРВЫЙ даст образец, тех отпустят на свободу. Вот и гнали изо всех сил. Петлякова и вправду отпустили, в 1940 году, даже наградили Сталинской премией, но в 1042 году погиб, при довольно странных обстоятельствах. А Туполева освободили гораздо позже. Пе-2 действительно очень мало применялся именно как ПИКИРУЮЩИЙ бомбардировщик. Скорость пикирования была настолько высока, что прицельного пикирования не получалось. Немецкие "лаптежники" в этом смысле были гораздо лучше. Но и Туполевские "тушки" тоже не были лишены недостатков. Поэтому, я считаю, что у СССР не было эффективного пикирующего бомбардировщика в годы ВОВ.

Ответить

ну никак не могла создаваться в ТУПОЛЕВСКОЙ "шараге". Это были две отдельные зековские бригады
----------------------------------------------
Дело в том, что Туполев был как бы руководителем всего ЦКБ-29, в котором работало несколько групп: Петлякова, Егера, Мясищева и, собственно, Туполева. "Как бы" - потому что официальным руководителем был, конечно, чекист.
=======================================================
"Но и Туполевские "тушки" тоже не были лишены недостатков."
Каких?

Ответить

"Каких?"
1) " Вообще, более серьезную угрозу представляли ненадежные двигатели М-82."
2) "Летчики отмечали превосходство Ту-2 над самолетами Пе-2 и Пе-3. На малых и средних высотах Ту-2 превосходил имеющиеся бомбардировщики в скорости на 100 км/ч и более, нес больше бомб (до 3000 кг). Немаловажным плюсом было и то, что Ту-2 мог свободно лететь с одним работающим двигателем. Однако Ту-2 никогда не использовался в качестве пикирующего бомбардировщика. Позднее с самолетов сняли аэродинамические тормоза и вовсе отказались от идеи использовать его в роли пикировщика."

Ответить

" Вообще, более серьезную угрозу представляли ненадежные двигатели М-82."
--------------------------------------
А как же на этих ненадежных М-82 летали Ла-5? :))
Что же касаетс пункта 2, то там перечисленны плюсы, а не недостатки.

Ответить

"Что же касаетс пункта 2, то там перечисленны плюсы, а не недостатки." - Сопоставим мое высказывание и утверждение специалиста :
1) я считаю, что у СССР не было эффективного пикирующего бомбардировщика в годы ВОВ.
2) вовсе отказались от идеи использовать его в роли пикировщика. - А ведь бомбометание с ПИКИРОВАНИЯ гораздо более эффективно, чем с горизонтального полета. Почти в 10 раз !!!

Ответить

Но я-то спрашивал про недостатки. :))))
То, что Ту-2 не использовали в конце войны, как пикировщик, связано вовсе не с его недостатками. Просто ВВС Красной Армии катастрофически не хватало бомбардировщиков вообще и дальних/стратегических - в особенности. Абсолютное большинство Ту-2 (которых было мало) забирала себе АДД, а в АДД свовсем другие требования к самолету: чтоб мог лететь как можно дальше и брать бомб как можно больше. И летчиков соответственно, учили не бобометанию с пикирования, а "слепому" полету по приборам и карте.

Ответить

 
image code